Тормозная жидкость по сравнению с моторным масло или антифризом менее популярна среди автолюбителей.
Это и неудивительно, если учесть частоту замены ТЖ. «Тормозуха», если не углубляться в подробности, меняется примерно раз в 2-3 года, а если вы используете более современный тип, к примеру, DOT5 и DOT1/ABS, то и вовсе раз в 4-5 лет. Но эти цифры на деле могут отличаться, многие автомобилисты вообще не понимают для чего необходима замена тормозной жидкости, если тормоза работают и все в порядке. На самом деле соблюдать периодичность замены необходимо, т. к. тормозная жидкость со временем приходит в негодность и не может в полной мере обеспечить правильное торможение, в результате ваша безопасность, а также безопасность других участников дорожного движения может быть под угрозой.
Дать однозначный ответ на вопрос какую тормозную жидкость выбрать лучше — невозможно, поскольку все зависит от множества факторов, о которых мы и поговорим в данной статье. Давайте обо всем по порядку…
Требования, которые предъявляются к тормозной жидкости
Основные критерии выбора ТЖ:
Гигроскопичность;
Температура кипения;
Температура замерзания (стабильность и вязкость);
Влияние на РТИ (резино-технические изделия);
Антикоррозийные и смазывающие свойства.
Теперь более подробно по пунктам.
Гигроскопичность — это способность вещества впитывать влагу из воздуха. Данное явление очень опасно для тормозной жидкости, поскольку влага разбавляет ТЖ, в результате чего она теряет большинство своих качеств, рабочие механизмы подвергаются коррозии и, что самое важное, снижается температура кипения тормозной жидкости.
Температура закипания — пожалуй, самый важный параметр, так как при интенсивной работе педалью тормоза или в случае экстренного торможения тормозная жидкость быстро нагревается. От температуры зависит качество торможения, а также безотказность тормозов.
При минусовых температурах в зимнее время очень важно, чтобы тормозная жидкость была стойкой к замерзанию. Загустение ТЖ приводит к закупорке каналов в тормозной системе автомобиля, в результате торможение происходит неэффективно или вовсе не происходит.
Влияние на резино-технические изделия. Если тормозная жидкость имеет в своем составе вещества, оказывающие негативное влияние на резиновые изделия (сальники, прокладки, и прочие резинки), существует вероятность появления течи, а также выхода из строя всей тормозной системы. Поэтому перед покупкой тормозной жидкости следует уточнить какое воздействие имеет ТЖ на РТИ.
Наличие в составе тормозухи антикоррозийных и смазывающих компонентов позволяет избежать появления ржавчины на рабочих частях. Это положительно влияет на срок службы тормозной системы, а также повышает безотказность тормозов в целом.
Классификация тормозной жидкости
Перед тем как пойти и купить тормозную жидкость, необходимо точно знать ТЖ какого класса подходит для вашего авто. Различают «тормозуху» по базовой основе, которая составляет от 93 до 98% от всего состава ТЖ. Остальные несколько процентов это и есть полезные компоненты, улучшающие характеристики тормозной жидкости.
Далее более подробно о каждой из основ.
Бутиловый спирт. Такая «база» сегодня встречается очень редко, поскольку имеет посредственные характеристики. ТЖ на базе бутилового спирта имеют низкую температуру кипения, не высокие смазывающие и антикоррозийные свойства. Что касается воздействия на РТИ, то в большинстве случаев такие жидкости не оказывают агрессивного влияния. Жидкости данного класса рекомендуются для авто выпущенные до 1985 года.
Силикон (DOT 5). Силиконовая основа встречается в основном в жидкостях DOT-5 и 5,1. ТЖ этого класса имеет высокой температурный порог закипания ~300°, кроме того «тормозуха» на силиконовой базе не гигроскопична. Служат жидкости этого класса примерно 4-5 лет, однако нередко имеют довольно высокую стоимость.
Гликоль и полигликоль (DOT 4 и 4,5). Тормозные жидкости на этой базе наиболее популярны среди широкой публики и встречаются чаще всего. Температура кипения у такой базы ~230-260°, порог замерзания ~40°, однако недостаток заключается в гигроскопичности этой ТЖ. Негативная способность впитывать влагу приводит к снижению температуры кипения, а также к сокращению периода от замены до замены. Менять ТЖ этого класса рекомендуется примерно раз в два года.
Маркировка тормозной жидкости всегда начинается с трех букв «DOT», которые являются аббревиатурой и расшифровываются как (Department of Transportation), в переводе на наш язык — это Министерство транспорта. Что-то вроде органа, который отвечает за контроль и соответствие тормозной жидкости. Чем выше цифра после DOT, тем выше класс жидкости и ее характеристики.
Как вы, наверное, уже догадались, разная база в ТЖ не позволяет смешивать тормозные жидкости разных классов. Более того, не желательно смешивать, хоть и не запрещено, тормозуху разных брендов, одного и того же класса.
Как выбрать тормозную жидкость правильно?
Из вышеизложенного вы уже поняли на что следует обращать внимание при покупке, однако лучшим советчиком в данной ситуации является автопроизводитель, который точно знает, что для вашего авто хорошо, а что плохо. По возможности старайтесь покупать именно то, что рекомендует производитель.
23.01.2018