О товаре
Продавец привел подробную спецификацию товара: «Красный электромобиль-хетчбэк с АКПП и полным приводом. Мощность по документам — 738 л. c. Ураганный разгон от 0 до 100 км/ч за 3,2 секунды. Батарея 85 кВт·ч, запас хода — 400 „честных“ км (в городском режиме), до 600 км в экономном режиме (на скорости 70 км/ч) и около 200 км в гоночном. Стоимость полной зарядки по ночному тарифу составляет 8 белорусских рублей (и это на 400 км). Возможна покупка в кредит/лизинг, обмен на недвижимость. Дам все возможные консультации по эксплуатации в условиях РБ.
В комплектацию входят: автопилот, пневмоподвеска с возможностью регулировки дорожного просвета, панорамная крыша, огромный люк с электроприводом, зимний пакет (подогрев всех сидений, лобового стекла и зеркал), бортовое зарядное устройство удвоенной мощности, навигация с онлайн-отслеживанием трафика (пробок), дистанционное открытие гаражных ворот с GPS, система доступа без ключа, интернет-радио и Spotify, передний багажник и многое другое...
Европейская версия подразумевает: гарантию сроком на 4 года на авто и 8 лет на батарею, двигатель и привод, бессрочную возможность бесплатно заряжаться на фирменных зарядных станциях Tesla (уже во Вроцлаве, Познани, Катовице и Москве, а до конца года их обещают открыть во всех соседних странах), возможность заряжаться от обычной евророзетки и от трехфазной (красной), регулярные онлайн-обновления прошивки. Сегодня в РБ насчитывается более 35 публичных и приватных зарядных станций».
О страхах
«Несмотря на некоторые слухи, каких-то проблем в эксплуатации Tesla нет, — уверяет Артур. — Батарея не деградирует, зимой не просаживается (лишь в мороз повышенный расход), машина не ломается и практически не требует обслуживания (доказано трехгодичной ежедневной эксплуатацией), а затраты на зарядку просто смешные. За последние два года зарядных станции в стране стало намного больше, зарядок хватает в 90% поездок, скоростных станций тоже вполне достаточно. Сейчас можно без опасений поехать в любую точку Беларуси и, что немаловажно, вернуться обратно в Минск. Да, не буду спорить, нужно заранее планировать маршрут — например, чтобы процесс зарядки приходился на время обеда. Замечу, даже в регионах стали появляться Tesla — мне известно о как минимум трех автомобилях в разных облцентрах. Полный разряд батареи невозможен. Во-первых, компьютер многократно предупреждает: „едьте не быстрее 100 км/ч“, „планируйте следующую зарядку“, „вы покидаете зону ближайшей зарядки“. Во-вторых, после показания „0“ на панели, Model S едет еще 30 км. В-третьих, в батарее всегда остается неприкосновенный запас, чтобы не нанести ей критического повреждения. В-четвертых, машину можно зарядить буксировкой, как мы уже однажды делали с корреспондентами Onliner.by. За 80 км буксировки заряд достигает значения в 100%».
«Людей, поверивших в эктротранспорт, становится все больше, — продолжает перечислять свои доводы продавец. — Я уже вижу на форумах, как к электромобилям присматриваются таксисты. Так и пишут: мол, были бы 7—10-летние Model S в продаже, пересел бы, а пока слишком дорого. Есть в минском такси Nissan Leaf, но его реальный запас хода зимой — 70 км. Плюс в нем не подогревается батарея, в отличие от более современных электромобилей. Конечно, электротранспорт — золотая жила для таксистов, но входной билет в этот клуб пока что слишком дорог».
По мнению собеседника, запас хода или количество зарядных станций в стране — второстепенные факторы среди опасений потенциальных покупателей: «С момента появления на „Автобарахолке“ объявления целенаправленно приехали четыре человека. Как я понял после общения с ними, главный недостаток этой машины — цена. Все остальное просто отлично».
Артур уделил внимание и скептикам, сомневающимся в пригодности EV-модели в зимний период: «Собираясь в поездку, я включаю с помощью мобильного приложения обогрев и уже через 15 минут весь снег, лежащий на кузове, и лед на лобовом стекле оттаивают. И это происходит после нажатия пары кнопок на смартфоне. Если забываю, просто запускаю обогрев сидений и печку. Обдув становится теплым уже через 20 секунд (засекал). Во время сильных холодов емкость батареи падает не более чем на 20%. В сети можно найти видео, как „тесловод“ из российской Перми решил покататься в 35-градусный мороз — он проехал 180 км».
«Это не авто для „зеленых“, — считает мужчина. — Скорее это гонка на каждый день. Вот пример. Однажды в мой автохаус приехал мужчина, желающий купить электромобиль для того, чтобы возить детей в школу, кататься в магазин и на работу. А для душевных „покатушек“ и гонок он собирался приобрести Nissan GTR. Проехался на Model S и понял — гоночный автомобиль ему не нужен, Tesla вполне способна выполнить оба пожелания».
О причине
Ответ на вопрос о причине продажи владелец сформулировал просто: «Купил новую Tesla. На сей раз Model X. Я люблю внедорожный автоспорт. Потому и по духу кроссовер мне ближе. Когда покупал Model S — а это было время отмены таможенных пошлин на электротранспорт, — в первую очередь смотрел на динамику. Читаю: разгон до сотни — 3 секунды. И тут понимаю, что Tesla, как бы странно это ни звучало, самый дешевый автомобиль с подобными характеристиками. Это же уровень машин, цены на которые начинаются от полумиллиона долларов: Ferrari, Lamborghini. Лично мой рекорд во время официальных заездов по драг-рейсингу в 2015 году — 11,5 секунды на „четвертинке“. Эта Tesla тут же попала в топ-20 самых быстрых машин (подчеркну, в основном — специально подготовленных к драгу). Если вычеркнуть из того списка гостей из России, электромобиль окажется в пятерке. А я абсолютно не готовился к соревнованиям — заехал мимоходом, даже вещи из багажника не достал».
Незадолго до наступления нового года пришло очередное обновление ПО от Tesla. Из новенького: на экране-планшете в режиме навигации электромобиль выглядит как сани Санта-Клауса, а другие автомобили изображены в виде оленей. Но это, конечно, не более чем юмор. Важное обновление — появление Easy entry (при открытии водительской двери кресло и руль отодвигаются) и режима Chill (настройки для расслабленной езды). Для любителей горячих поездок предусмотрены режимы Sport и — отдельно — Insane («безумный»). Но производителю и этого показалось мало, потому он выпустил ПО под названием Ludicrous («смехотворный») — видимо, из-за нервных смешков пассажиров. В этом режиме Model S разгоняется до сотни за 2,7 секунды.
«Если меня попросят одним слоганом прорекламировать машину, скажу так: это большой пятиместный автомобиль с динамикой Ferrari и расходом мопеда»
В целом, по словам Артура, модель образца 2015 года идеальна по соотношению цена/качество. К этому моменту все недоработки исправили (первую машину выпустили в 2012-м), добавили полный привод и автопилот. С того момента автомобиль усовершенствовали — добавили скорость разгона, емкость батареи, — но и увеличили цену. Сейчас Model S схожей комплектации «с завода» можно купить за $200 тысяч. Речь идет о топовой версии. Самыми приятными ее функциями хозяин называет «зимний пакет», панорамную крышу, пневмоподвеску, поднимающую клиренс до 17 см, и, конечно, автопилот. Последний, к слову, ведет себя довольно своенравно: если водитель не приложит руки к рулю, когда это потребуется, на него наложат санкции. Автопилот может отказать водителю в своих услугах до конца поездки, в крайнем случае — отлучить от себя на несколько месяцев.
Диагностика
Специалисты СТО весьма бережно отнеслись к электрокару, даже напомнили владельцу о необходимости перевода подвески в режим обслуживания. Несмотря на всеобщую уверенность в отсутствии проблем, они все же были обнаружены. Мастера нашли течь сальников полуосей спереди слева и сзади справа. Также обратили внимание, что конструкцией машины не предусмотрена запаска, есть только ремкомплект. Еще один нюанс — царапины в районе заднего бампера справа. Компьютерная диагностика не проводилась, так как электромобиль требует собственного программного обеспечения.